Сейчас пресса распространяется в основном двумя способами: через сеть киосков и через супермаркеты. Против вхождения на рынок торговли печатными СМИ крупных торговых сетей выступают многие: «Супермаркеты делают огромные наценки на газеты. Плюс все расходы по обслуживанию стенда с изданиями – например, услуги мерчендайзера, – ложатся на плечи поставщика, а значит, цена газеты вырастает еще больше», – заметил Андрей Верхотуров, директор ООО «Агентство Ежедневных новостей». Киоски с прессой делают газету ближе к потребителю не только благодаря более низкой цене, но и из-за удобства покупки. Артур Пономарев, генеральный директор ИД «С тобой», поддержал Андрея Верхотурова, заявив, что пресса – это социально важный товар, и поэтому он должен быть доступен: «Наши газеты должно быть удобно покупать, они должны быть везде – только тогда мы сможем дойти до массового читателя. Я считаю, что администрация должна этому содействовать».
Итак, как показывает опыт распространителей, через киоски пресса продается лучше. Однако в Кемерове их отчаянно не хватает: по оценке Андрея Верхотурова, в нашем городе одна точка обслуживает 3,5 тыс. жителей, тогда как по мировому стандарту на каждую тысячу горожан должен приходиться один киоск. При этом распространители и рады бы строить больше, но они наталкиваются на серьезную проблему: процесс оформления документов на земельный участок занимает, по словам Андрея Верхотурова, около трех лет! Чтобы построить на участке временное сооружение, нужно собрать столько же документов и разрешений, сколько нужно для постройки капитального объекта. Поэтому новые киоски практически не появляются, что делает невозможным дальнейшее развитие компаний-распространителей.
При этом место для новых точек в принципе есть: ведь согласно постановлению администрации, все павильоны, торгующие продуктами и напитками, вскоре должны быть снесены. «Так почему не поставить на их месте киоски с прессой, чтобы мы могли миновать длительную бюрократическую процедуру оформления документов? Просто передать эти земельные участки нам в аренду?», – предложил Андрей Верхотуров. Его поддержали все присутствующие эксперты, ведь проблема нехватки торговых площадей беспокоит как распространителей, так и издателей.
Подводя итоги круглого стола участники решили, что необходимо создать региональную ассоциацию, которая представляла бы интересы обеих сторон – и тех, кто издает прессу, и тех, кто продает ее. «В Москве, в Новосибирске такие ассоциации существуют, и вопросы с точками продажи, с земельными участками обсуждаются с представителями власти», – заметил Артур Пономарев. Совсем скоро участники круглого стола экспертов собираются разработать конкретные предложения по улучшению ситуации на рынке распространения прессы и направить их в администрацию города.
|