Артур Александрович Гиваргизов осчастливил своих будущих читателей 13 марта 1965 года, появившись в этот день на свет в славном городе Киеве. Трехлетним карапузом родители привезли его в Москву, где будущему писателю пришлось трудиться в поте лица на ниве школьного образования в качестве ученика и даже окончить Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1997 году повезло опубликоваться в журнале «Сатирикон» с рассказом. И пошло-поехало. В настоящее время он является лауреатом самых разных премий и конкурсов по разряду детской и юношеской литературы. Кроме рассказов он пишет странные стихи, очаровывающие юных читателей, но не всегда нравящиеся взрослым. Нелюбовь у ряда взрослых автор считает за комплимент.
Наша книжка «Про драконов и милиционеров» далеко не первая из гиваргизовских, увидевшая свет в «Эгмонте» (есть книги и в иных издательствах): запросто собрание сочинений может составиться при желании.
Теперь о собственно стихах. Гиваргизов, несмотря на вполне уловимый для непонятливых взрослых устрашающий антураж своих стихотворений, всех его генералов, которые любят летать, ходить в ресторан, скакать на коне, выполнять приказ, маршировать и делать тысячу других жутко важных генеральских вещей, наделяет большинство своих персонажей, включая, конечно, и генералов из одноименного цикла, качествами рыцарей и героев, которые почти все – без страха и упрека. Даже такого вояку-генерала, которого в театре капитанский бинокль, навернувшись с балкона, звезданул по генеральской, извините, башке, и развалился на части: вот это крепость, ничего себе!
А ещё сочинитель любит всё перепутывать. Перепутаница приводит к тому, что в зверином театре собака играет корову: «Му-у-у!». А корова перелицевалась в собаку: «Гав – гав!» Всё-всё наоборот. А кошка, оказывается, тоже лает и клювом (!) стучит в окно: и к какому же волшебному племени отнести это необыкновенное существо? А собаки у Гиваргизова добрые-добрые. А комары отчего-то не кусаются, хотя и среди них встречаются отдельные кусачие хулиганы. У поэта даже червяк может быть настолько музыкальным, что поёт песни.
Вот, например, девочка бежит эстафету с кастрюлей борща и омлетом. Вы такое видели? Я – нет, но в том-то и суть, что это рассказывается для детей – у них всё, что не подумаешь, обязательно случается. Да ещё и эта хитрованка по имени Лена, не добежав, решила поесть, потому что поняла – счастье не в победе, а в мамином обеде. Обжора, оказывается! И это по-настоящему смешно.
А когда двоечник мечтает о том, чтобы скорее на пенсию, чтобы отдохнуть заслуженно – это очень даже реально: какой лентяй не мечтал пожить на дармовщинку в своё полное удовольствие?!. Учителей такие герои, конечно, держат в постоянном напряжении и в черном теле.
А драконы, так те могут есть милиционеров, после чего у них из пасти «неприятный запах», и стреляет в животе. Любому малышу ясно, кто это там балуется в драконьем чреве с огнестрельным оружием. А мыши могут, при случае, быть даже помощнее дракона, но могут и домик кошкин обчистить, все вещички вынести, чтобы с ними считались или ещё для чего-то.
Гиваргизов – веселый и солнечный человек – умеет преломлять волшебным образом в своих детских стихах жизнь выдуманную в жизнь такую, как она есть: опасную и несчастную, временами, конечно, счастливую. И эта толика счастья как драгоценность для малышей. Я сам это проверил, почитав на свою голову одному разбойнику трех с лишком лет «Про драконов и милиционеров». Он с таким восторгом слушал, что не отпускал меня, читающего вслух, категорически требуя: «Ещё читать! Ещё читать!» Так и читал почти всю книгу. И не утомился ничуть, потому, что не просто талантливо написано, а на грани гениальности. Так, что когда стенают, что литература для детей у нас кончилась, либо кончается, не верьте – это ленивые взрослые так рассуждают, а трудолюбивые дети ищут и находят такие сочинения, как у Артура Гиваргизова.
Но взрослые у нашего писателя, конечно, уступают детям не только в ловкости, а и в сообразительности, уме. Почему? Да потому, что забывают своё детство. Вот для сохранения детской памяти, детскости и необходимо читать стихи таких детских поэтов, как Артур Гиваргизов: чтобы сообразительность цвела, ум развивался и полнился, жизнь продолжала радовать и восхищать.
Итак, лечебный эффект таких стихов несомненен. Потому предлагаю перефразировать известную детскую поэму: «Слава, слава докторам, славным стихотворцам».
|