Пока телеканалы, запутавшись в преемниках как в трех соснах, с некоторым даже восторгом преследуют в поездках по стране премьера Зубкова, чудом сохранившего с советских времен повадки директора совхоза (а на заседаниях правительства – директора школы), некоторые комментаторы советуют повнимательней присмотреться к возвышению Дмитрия Козака, возглавившего Минрегион. Дело в том, что в новом своем обличье это министерство превращается в настоящего монстра: из бывшего Минэкономразвития ему передают все межбюджетные отношения, контроль за федеральными целевыми программами и распоряжение средствами Инвестиционного фонда. Облаченного новыми полномочиями министра Козака уже называют «начальником всех губернаторов», и бывшие президентские полпреды охотно идут к нему в заместители, как это произошло с дальневосточным наместником Исхаковым.
Дмитрий Козак – столь близкий соратник Путина, что ближе, кажется, и некуда: во-первых, питерский, во-вторых, юрист, в-третьих, трудился в мэрии Санкт-Петербурга во времена Собчака. Кроме того, он пользуется репутацией, во-первых, либерала, во-вторых, человека будто бы такой кристальной порядочности, каких в наше время почти что и не осталось, и, в-третьих, деятеля чрезвычайно энергичного… Когда Путин был премьером, Козак возглавлял аппарат его правительства; затем сделался замглавы президентской администрации, в начале премьерства Фрадкова снова возглавил аппарат правительства – как раз на время его структурной перестройки, а в последнее время служил полпредом в Южном взрывоопасном округе... Послужной список весьма внушительный, да к тому же Козака называют автором трех кардинальных реформ путинского правления: судебно-прокурорской, административной и реформы местного самоуправления.
Казалось бы, вот государственный деятель масштаба Сперанского, Лорис-Меликова или Столыпина. Однако почти все начинания Козака фатальным образом проваливались или удавались, в лучшем случае, наполовину. Реформа кабинета (с одним вице-премьером, министерствами и федеральными агентствами), вроде бы безукоризненно логичная, на деле сделала правительство еще более громоздким, да и количество чиновников, как всегда бывает в таких случаях, лишь увеличилось.
Правда, в результате реформации в правовой сфере у нас появились суд присяжных, мировые судьи, арест только с санкции суда, а в последнее время еще и следственный комитет. И хотя вряд ли кто-нибудь решится сказать, что российские суды сделались за эти годы более справедливыми, а следствие – более проницательным, но формальные успехи налицо – такого масштаба перемены случались только при Александре II Освободителе… С другой стороны, после реформ того же царя в России появились земские учреждения, и достаточно успешные; тогда как реформа местного самоуправления, затеянная Козаком, год за годом откладывалась, пока окончательно не ушла в песок…
А то был еще план приднестровского урегулирования, придуманный нашим героем, который провалился скандально – в последний момент. Последствия этого провала до сих пор расхлебывают молдавские виноделы…
В общем, все это вкупе несколько напоминало деятельность «молодых реформаторов» первых ельцинских правительств. Не могу по этому поводу не привести восхитительную цитату из «Старой записной книжки» князя Вяземского: «Беклешов говорил о некоторых молодых государственных преобразованиях, в начале царствования императора Александра I: «Они, пожалуй, и умные люди, но лунатики. Посмотреть на них, так не надивишься: один ходит по самому краю высокой крыши, другой – по оконечности крутого берега над бездной; но назови любого по имени, он очнется, упадет и расшибется в прах».
Деятельность Козака на посту полпреда в Южном округе также не увенчалась заметными успехами: если Чечня вроде бы потихоньку замиряется, то Ингушетия и Дагестан – чуть ли не наоборот. К тому же утверждают, что кипучая деятельность полпреда входила в непримиримое противоречие с лукавым кавказским менталитетом… Впрочем, многие политики в один голос утверждают, что институт полпредов в округах сегодня себя изжил. Дескать, губернаторы нынче назначаются президентом, пресловутая вертикаль отстроена окончательно, никуда не делась и президентская администрация, да вдобавок появился Минрегион… Что ж, посты «первых воевод, наместников и генерал-губернаторов на протяжении Российской истории то появлялись, то исчезали. Как это в оны годы происходило в применении к Сибири, вы можете прочесть на соседней странице.
Что создание Министерства регионов в новом обличье и во главе с Козаком обещает конкретно нашему Кузбассу, никто пока не знает, но ничто не мешает нам на эту тему пофантазировать. Скажем, одной из целей обновления Минрегиона провозглашалось подравнивание уровня жизни в богатых и бедных российских провинциях. До сих пор цель эта достигалась по большей части через укрупнение: собрать вместе богатый Норильск, бедную Эвенкию и относительно сытый, но несколько скандальный Красноярский край – глядишь, что-то приличное и получится… В этой связи, возможно, будет реанимирован проект губернатора Тулеева по присоединению к Кузбассу соседних Алтайского края и республики Алтай, по который уже два года что-то ничего не слышно.
Собрать в одну административную единицу Кузницу, Житницу и Здравницу – с одной стороны, это несколько напоминает лозунг тов. Саахова из фильма «Кавказская пленница». С другой стороны, никто не сможет отрицать, что такой регион будет достаточно компактным, и при этом вполне самодостаточным, а части его – взаимодополнительными. Опять-таки дорогу на Горный Алтай из Таштагола обещают закончить уже в следующем году…
Правда, чтобы соседи всерьез захотели объединяться, нужно для начала все-таки сделать Кузбасс регионом-донором. Эта стратегическая цель провозглашалась во все время правления губернатора Тулеева, но до сих пор так и не была достигнута.